В начале XIX в. английский поэт-символист и художник У. Блейк один из первых «нашел» изогнутую линию в своих фантастических акварелях.
Приемы использования линии и цвета в японской гравюре, росписях фарфора и шелка переосмысливал Дж. Уистлер. Некоторые начало стиля видят в рисунке Макмёрдо для его книги о храмах Сити К Рена (1889). Английский коммерсант Сэмюэл Бинг в 1876 г. открыл в Париже магазин «La Porte Chinoise» (франц. «Ворота в Китай»), а в 1895 г. магазин «Maison de L’Art Nouveau» (франц. «Дом Нового Искусства»). Эстетика изогнутой линии развитая французскими постимпрессионистами, приобрела в период Модерна конструктивный характер. Истоки этого явления следует искать в английском искусстве. В Англии всегда сильнее ощущались рационалистические тенденции. «Красный дом» Морриса стал образцом архитекторов-модернистов и базой для развития модерна в Европе.
Теоретическим основанием модерна были труды Рёскина («Семь светочей архитектуры», 1849). Первой творческой лабораторией модерна в Англии стало братство прерафаэлитов (круг У. Морриса — У. Крэй-ном, Э. Берн-Джонсом, А. Макмардо) и «Эстетическое движение» (О. Уайлд). Развивая их идеи, английские художники А. Макмардо, С. Имейдж, У. Крэйн, архитекторы Ф. Уэбб и Н. Шоу (общество «Искусства и ремесла» боровшегося за возрождение художественных ремесел) в 1882 г. создали студию «Гильдия века». Помимо эстетики изогнутых линий, в их работах появляется стремление к рациональности и конструктивности. Под воздействием прямых линий мебели шотландского художника Макинтоша «флоралист» В. Орта заявил: «Я отошел от цветов и листьев и занялся стеблями и палками».
«Новый английский стиль» именовали «яхтенным» (англ. «yacht style»). В Англии он сосуществовал с историзмом, эклектикой и национальным романтизмом. В продолжение царствования королевы Виктории британцы начинают все больше думать об имперской роли своей страны. Возрастает интерес к истории Древней Греции, Рима, Британии. Викторианские авторы защищали идеалы Средневековья (монастырская жизнь, благородство и совместные занятия ремеслом).
Так, с 1895 г. в Лондоне по проекту архитектора Джона Бентли (1839—1902) возводился грандиозный католический Вестминстерский собор. Он строился в «византийском стиле», по образцу церквей в Константинополе, украшался цветными мраморами и мозаиками. Культ изогнутой линии, натуралистичность мозаик, стремление к синтезу элементов, незавершенность — черты модерна. Братство прерафаэлитов
Cоздано в 1848 году в Лондоне в викторианскую эпоху. До появления Братства развитие британского искусства определялось деятельностью Королевской Академии. Основатели: Уильям Хант, Джон Эверетт Миллес и Данте Гейбриел Россетти.
Стремились возродить принципы школы итальянских мастеров дорафаэлевского времени, противопоставить маньеризму и изделиям промышленного производства высококачественный ручной труд.
Художественные особенности: изображение предметов в натуральную величину, декоративность контуров, пятна, заимствование сюжетов из Библии, литературы Возрождения, Данте, Шекспира, средневековых рыцарских легенд, опора на художественные принципы кватроченто и готики, реализм, переход от романтизма к символизму.